Немецкая экономика - чтобы дольше было лучше, сегодня нужно приложить усилия

  1. Больше старше, меньше детей
  2. Повышение пенсионного возраста
  3. Повышение профессиональной активности женщин
  4. Интеграция эмигрантов
  5. Либерализация сферы услуг

Эксперты в Economist Intelligence Unit считают, что экономика Германии настолько хороша, что скоро ослабнет. Виноваты политики, которые сегодня не испытывают никакого давления для ускорения экономического развития страны. Однако может оказаться, что это парадоксальное пророчество не сработает. Эксперты в Economist Intelligence Unit считают, что экономика Германии настолько хороша, что скоро ослабнет

ОЭСР , Европейская комиссия, МВФ - уже несколько месяцев подряд международные институты представляют свои доклады по экономике Германии. Они звучат почти одинаково: он находится в хорошем состоянии, но для его поддержания в долгосрочной перспективе требуются дополнительные расходы на государственные инвестиции, повышение профессиональной активности немцев (особенно женщин и пожилых людей), а также налоговые реформы и сектор услуг.

Больше старше, меньше детей

Между тем, по данным Economist Intelligence Unit (EIU), эти международные призывы не будут услышаны в Германии. «По нашему мнению, недостаточно политической воли для реализации значительных политических инициатив в период 2016–20 годов. Мы ожидаем, что рост ВВП снизится в среднесрочной и долгосрочной перспективе », - пишут эксперты EIU в последнем анализе. По их мнению, годовой рост ВВП Германии будет постоянно падать с нынешнего уровня в 1,4%. (в 1990-х годах это было еще 2 процента) до менее 1 процента. в 2041-50 гг.

Действительно ли немцы попадают в ловушку минимального развития? Действительно ли Ангела Меркель не в состоянии сослаться на наследие Герхарда Шредера, который смог реформировать немецкую экономику и сделать возможным ее нынешние успехи? Если это произойдет, это также окажет негативное влияние на Польшу и другие страны, которые экономически тесно связаны с Германией.

Сегодня каждому пятому жителю ФРГ более 65 лет, и эта группа постоянно растет. Федеральное статистическое управление прогнозирует, что в 2050 году каждый третий немец будет принадлежать к поколению старше 65 лет. В то же время, немецкое общество станет не только старше, но и менее многочисленным: согласно прогнозу ООН, число жителей уменьшится почти на 6,5 млн. До 74,5 млн. Человек. Эти тенденции означают увеличение социальных расходов и снижение поступлений в государственный бюджет.

Повышение пенсионного возраста

Чтобы ограничить эти неблагоприятные явления, согласно обоим ОЭСР как хорошо МВФ необходимо повысить профессиональную активность женщин и отложить выход на пенсию. Как этого добиться?

С 2012 года установленный законом пенсионный возраст в Германии постепенно увеличивается (каждый год на один месяц). В настоящее время это 65 лет и 4 месяца, чтобы достичь 67 лет в 2031 году. Конечно, фактический возраст выхода на пенсию ниже и в 2014 году, согласно подсчетам ОЭСР, составил 62,7 года, что было ниже уровня других развитых стран.

Это также связано с тем, что правящие социал-демократы вынудили отказаться от некоторых реформ: с 2014 года выход на пенсию также может быть осуществлен в возрасте 63 лет, если он показывает достаточно продолжительный срок службы (минимум 45 лет вклада) и родился до 1953 года.

«Это было изменение в неправильном направлении», - говорят эксперты EIU. Они отмечают, что пенсионеры, использующие Германию, практически полностью уходят с рынка труда, что быстро истощает текущие финансовые ресурсы немецкого социального страхования и упадет до минимума, установленного законом, к 2020 году.

По мнению EIU, нет никаких шансов изменить такое положение дел до выборов в Бундестаг в 2017 году, поскольку правящие партии не захотят рисковать потерей поддержки электората. Ангела Меркель, вложившая большую часть своего политического капитала в решение иммиграционного кризиса, не посмеет этого сделать.

Все это, однако, не означает, что дискуссия в Германии на эту тему полностью замерзла, и Бундестаг не изменит пенсионных положений в новом сроке. Несколько месяцев назад министр финансов Вольфганг Шойбле (ХДС) предложил связать установленный законом пенсионный возраст с ожидаемой продолжительностью жизни в Германии. Это, для особенно смелой политики, соответствовало постулатам ОЭСР и других международных институтов.

Позже выяснилось, что в некоторых средах Германии есть даже дальнейшие идеи. Политики из молодежной группы ХДС предположили, что после введения 67 лет в качестве установленного законом пенсионного возраста постепенные изменения будут продолжаться до уровня 70 лет. Среди немецких экономистов были даже мнения, что молодое поколение немцев будет выходить на пенсию только после 73 лет.

Это означает, что дебаты о пенсионной системе в Германии могут быть частью избирательной кампании, и, вопреки опасениям EIU, у нового парламента Германии будет много причин и политического мандата для принятия решений по этому вопросу. Конечно, можно ожидать, что следующее правительство, а может быть, даже нынешнее, будет стимулировать немецких пенсионеров к продолжительной профессиональной деятельности.

Тем более что бедность в пожилом возрасте (Альтерсармут) является постоянной темой публичных дебатов в Германии, и некоторые избиратели ожидают, что политики представят способы борьбы с этой угрозой.

Повышение профессиональной активности женщин

Повторяющаяся рекомендация во всех отчетах по экономике Германии - повысить активность женщин. Это отчасти удивительный постулат, потому что в Германии работает 74%. женщин, что намного больше, чем в большинстве стран ЕС (только Швеция может похвастаться лучшим показателем). Кроме того, группа профессионально активных женщин значительно выросла за последнее десятилетие (в 2005 году их было 63%).

Что не нравится экономистам, так это тот факт, что почти половина немцев работает неполный рабочий день. В среднем это 30,5 часов в неделю, что на девять часов меньше, чем среднее время работы мужчин. Отчасти это связано с культурными причинами, но во многих случаях это не результат свободного выбора. По данным Федерального статистического управления, 13 процентов женщин в Германии заставляли работать неполный рабочий день.

Это связано не только с ситуацией на рынке труда в некоторых отраслях и регионах, но и с недостаточной сетью ухода за школьниками и дошкольниками. МВФ посоветовал властям Германии расширить эту инфраструктуру. Няня в течение всего дня в детских садах и дополнительные школьные занятия после занятий заставят больше женщин работать на полную ставку. Благодаря этому увеличится реальная заработная плата женщин и ВВП Германии.

Эти рекомендации МВФ, как отмечает Economist Intelligence Unit, трудноосуществимы. Возможности федеральных властей очень ограничены, потому что образование является компетенцией федеральных земель (земель). В этой области правительство Ангелы Меркель может, в лучшем случае, побудить регионы действовать соответствующим образом посредством политики «пряника». И поэтому в 2015 году федеральные власти удвоили свои средства на поддержку ухода за детьми (до 1 миллиарда евро). В 2017-18 годах земли также получат 100 миллионов евро на эти же цели. Однако этого недостаточно для достижения значительного прогресса.

Как отмечают эксперты МВФ, новых политических инициатив, связанных с возможностью повышения профессиональной активности женщин, не существует. Однако это может измениться, так как местные и региональные выборы пройдут через шесть месяцев в шестнадцати немецких государствах, включая самые густонаселенные земли Северный Рейн-Вестфалия. Избиратели, и прежде всего избиратели, могут ожидать, что их политики не только справятся с проблемами, связанными с иммиграционным кризисом, но и обеспечат лучшую социальную инфраструктуру.

Интеграция эмигрантов

Одним из предложенных рецептов, которые должны обеспечить рост ВВП в Германии на нынешнем уровне и обеспечить стабильность системы социального обеспечения, является более эффективная интеграция иммигрантов.

По оценкам, в Германии их насчитывается более 800 000. иммигранты с низкой профессиональной квалификацией. Они зарабатывают около 30 процентов. меньше, чем в Германии на аналогичных должностях.

Чтобы изменить это, необходима языковая и профессиональная подготовка, которая стоит до нескольких тысяч евро на человека в год. В целом, это дает вам миллиарды долларов, но выгода очевидна. Анализ EIU, однако, не упоминает этот потенциал.

Более высокие инвестиционные расходы

«Стареющее общество ведет к сокращению государственных инвестиций» - это основной тезис громкой статьи Филиппа Ягера и Торстена Шмидта, опубликованной в июньском номере "Европейский журнал политической экономии" , Они пришли к такому выводу на основе анализа данных из Германии и 18 других стран ОЭСР. По их мнению, пожилые люди больше заинтересованы в увеличении социальных расходов, чем в более высоких расходах на инвестиции, связанные с будущим. В то время как в начале 1970-х годов стоимость государственных инвестиций в Германии составляла 5%. ВВП упал до уровня ниже 1,5% к 2007 году. ВВП.

Однако виноваты ли только пенсионеры в том, что немецкие дороги, мосты и школы не ремонтируются вовремя? По мнению аналитиков, EIU отвечает за дуэт Merkel & Schäuble и их политику жесткой экономии. «Поддержание сбалансированного бюджета стало почти религиозным вопросом для правительства. Это считается основой экономического успеха Германии (по сравнению с другими странами региона). Это также одно из самых заметных достижений Меркель, и поэтому она хочет спасти их до парламентских выборов в следующем году », - пишет EIU.

Между тем ОЭСР, МВФ и другие институты уже давно обращаются к властям Германии с призывом увеличить расходы на инвестиции. Международный валютный фонд призвал Германию увеличить государственные инвестиции до 2%. ВВП и концентрация на улучшении транспортной инфраструктуры. Такое действие окажет положительное влияние не только на саму Германию, но и на другие страны ЕС.

Недавно правительство в Берлине приняло 15-летний план инвестиций в транспортную инфраструктуру на 2016-30 годы, который предусматривает для этой цели расходы в 17 миллиардов евро в год (значительное увеличение по сравнению с предыдущим планом, который планировался в 10 миллиардов евро в год). Тем не менее, эксперты МВФ и EUI отмечают, что это не является обязательным, и средства на эти цели не зарезервированы, но их окончательный размер будет зависеть от текущей ситуации с государственными финансами и других потребностей бюджета. Это также относится к правительственному инвестиционному плану цифровой инфраструктуры.

Возможно, однако, этот скептицизм преувеличен, потому что доходы в бюджет Германии все еще растут. Кроме того, в 2018 году будет взиматься плата за проезд по всем федеральным дорогам, что дополнительно принесет правительству 2 миллиарда евро в год.

Интересно, что в беседах с представителями МВФ немецкие чиновники объяснили недостаточный уровень государственных инвестиций также в административных вопросах. Местные и региональные администрации посвятили себя более неотложным задачам, в том числе заботе о беженцах, и в настоящее время им не хватает ресурсов для осуществления крупных проектов.

Из-за низкого уровня инвестиций в последние годы ему также не хватает соответствующего опыта. Кроме того, многочисленные правила, в том числе требования ЕС, также мешают этому. Ситуация должна быть улучшена путем содействия частно-государственному партнерству и улучшению сотрудничества между администрациями на разных уровнях.

К этим заверениям чиновники МВФ скорее подходят, потому что, несмотря на более ранние объявления, федеральное транспортное агентство, которое должно было заниматься техническим обслуживанием и строительством автомобильных дорог в Германии, до сих пор не создано. Эта административная нетрудоспособность в Германии удивительна, потому что немцы теряют себя. Федеральное транспортное агентство будет финансироваться за счет сборов и, таким образом, будет независимым от текущего состояния государственного бюджета.

Либерализация сферы услуг

По мнению аналитиков EIU, простейшими рекомендациями МВФ являются либерализация сектора услуг. Тем не менее, они не ожидают крупных инициатив в этой области, поскольку они могут восприниматься как угрожающие не только определенной среде и отраслям, но и рассматриваться как риск для остального общества.

Это точный диагноз, поскольку в дискуссии между представителями МВФ и правительства Германии регулярно приводятся аргументы о необходимости защиты прав потребителей, здоровья и качества услуг. В то же время немецкие чиновники признают, что усиление конкуренции будет способствовать росту ВВП.

Между тем, почтовые службы и пассажирские железнодорожные перевозки по-прежнему почти полностью доминируют бывшие монополисты. И это несмотря на изменения, требующие даже учреждений, ответственных за защиту потребителей, и правительство Меркель приняло в январе положения об усилении конкуренции в железнодорожном секторе. Последние, однако, заблокированы на парламентском уровне.

Очень медленно, есть также ограничения на доступ к определенным профессиям. Либерализация охватила ветеринарных врачей и налоговых консультантов, но, несмотря на давление со стороны Европейской комиссии, никаких изменений или даже предложений по изменению, как отмечают эксперты МВФ, не появилось в отношении архитекторов и инженеров-строителей.

«В ближайшие годы наиболее вероятным результатом в этой области будет беспорядочная серия менее значимых действий, которые станут компромиссом между долгосрочными интересами государства и краткосрочными политическими требованиями», - пишет EIU.

Экономические связи с Германией делают их состояние очень важным и для нашей экономики. Должны ли мы поэтому беспокоиться о немцах? По данным МВФ, их ВВП вырастет в этом году всего на 1,7 процента, а в 2017 году - на 1,5 процента.

В этом контексте эксперты EIU правы в том, что было бы лучше для всех, если бы немецкие политики не стали ждать, пока проблемы с демографией и инновациями не станут более масштабными и более неотложными, а решения не будут приняты.

Однако, если вы посмотрите на другие прогнозы для экономики Германии (в 2016 году уровень безработицы составляет 4,3%, сальдо счета текущих операций 8,2% ВВП, сокращение государственного долга на 2,7 процентных пункта ВВП), многие страны и Главы правительств в Европе хотели бы иметь такие проблемы, как Германия и Ангела Меркель.